Нетократия: новое лицо власти постмодерна

для цитирования Шлякеов А.В. Нетократия: новое лицо власти постмодерна // Общество: политика, экономика, право. – 2016. - №4. - С.27-29.

УДК 316

Шляков Алексей Владимирович,

schafferhund@rambler.ru

Нетократия: новое лицо власти постмодерна

Аннотация: В статье рассматривается появление в ситуации постмодерна нового правящего класса, который получил в гуманитарном дискурсе название нетократия. Осуществляется поиск истоков нетократии, который приводит к так называемой мобилистической традиции в философии. Производится анализ сети как основного поля деятельности в постмодерне, выделяются управляющие сетью нетократы и потребители  - консьюмтариаты. Опираясь на ризомность сети, исследуются свойства нетократии, а также ее основные фигуры: этерналисты, нексиалисты, кураторы.

Ключевые слова: постмодерн, нетократия, сеть, власть, модерн, класс

Shlyakov Alexey Vladimirovitch,

PhD of Sociology, Associate Professor of the Humanities in Tyumen State Oil and Gas University

8(922)268-77-64

schafferhund@rambler.ru

Netocracy: the new face of the power of postmodern.

Annotation: In the following article appearance of a new ruling class in the situation of postmodern is being analyzed. That class is called 'netocracy' in humanitarian discourse. The search of the sources of netocracy is being made, which leads to a so called mobilistic tradition in philosophy. Web is being analyzed as the main field of work in postmodern, netocrats and consumers - consumteriats, who control the web, are allocated. Relying on the rhysomity of the web, properties of netocracy are being viewed, as well as its main figuers: eternalists, nexialists, curators.

Key words: postmodern, netocracy, web, power, modern, class.

          Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что сценарий исторического развития, предложенный Карлом Марксом провален. Пролетариат не справился со своей задачей, а буржуазия деградировала. Модерн, который еще совеем недавно, воспринимался как единственная реальность, уступает место постмодерну, а на смену буржуазии приходит новый правящий класс. А. Бард называет эту власть – нетократия (власть сети) [1]. Целью этой власти, в отличие от буржуазии, является капитал не в виде материальных ценностей, а в виде информации, внимания. Внимание это новая форма капитала, которая может быть приобретена без каких-либо денежных затрат, достаточно быть остроумным и иметь талант и это позволит обрести успех, стать центром внимания. Постмодерн, развивая информационные технологии и замещая социальность сетевой формой коммуницирования, создает благоприятные условия для победы класса нетократов в политической борьбе. Буржуазия деградирует, утрачивает чувство реальности, пытается сохранить контроль над уже изменившимся и неподвластным ей миром.

          При вступлении в постмодерн социальность перемещается в виртуальный мир. Доминирующая картина мира, построенная на принципах тотальности, устойчивости, единого центра, универсальности рушится и требует пересмотра. Новые условия, связанные с изменчивостью, подвижностью, неустойчивостью привели французского философа Ж. Делёза к созданию номадологического проекта, в котором происходит отказ от рассмотрения мира как статуарной данности, а исследование его как непрерывного становления [2]. Реалии сегодняшнего дня показывают проникновение номадизма, как образа мировосприятия с особой хронотопикой, во все сферы социальной действительности. В номадической концепции "Я" уже не является очевидным центром, ценностью наделяется сама мысль, свободная, беспристрастная и самодостаточная.

          Корнями идеи номадизма уходят в так называемую мобилистическую традицию Гераклита, которая характеризуется открытостью, (в противоположность тоталистской модели). Тоталистская традиция пыталась создать единую универсальную систему. Её проводниками были Сократ, Платон, Аристотель, создавая устойчивую картину мира европейского человека, который мыслился неделимым субъектом, все мироздание вращалось вокруг его "Я". Мобилистическая традиция подразумевает нахождение идей вне бытия, вне субъекта. Она предлагает свободу и возможности настоящего. Мобилисты считают, что нельзя выстраивать иерархии только ради того, чтобы более понятным способом объяснить существование, а, следовательно, критика должна стоять выше "конструктивности", мысль выше авторства [3].

          При переходе к постмодерну фундаментально меняется источник материального богатства власти: если в модерне власть контролировала жизненный цикл технологии производства товара, то нетократия постмодерна смещает акцент на управление моделями поведения. Чтобы избавить себя от конкуренции нетократия предпринимает шаги по снижению жизненного цикла модели поведения: если новая технология может быть использована лишь в течение одного производственного цикла, то власть становится абсолютной. Одноразовое использование технологий делает ее нетиражируемой. Она сохраняется лишь в сознании исполнителя, что существенно увеличивает его стоимость, по сравнению с материальными составляющими технологии. Поэтому доступ к инновациям нетократия осуществляет не через захват технологии (как в модерне), а через контроль и управление квалифицированными специалистами. Проблематизация контроля за специалистами будет сниматься за счет формирования необходимых нетократии кадров по профессионально-сословным признакам. Нетократия вводит новый количественный показатель эффективности субъекта-объекта – стоимость конкурентоспособности [4]. Этот критерий в ряде дисциплин называется "гудвилл" и обозначает "совокупность неотделимых нематериальных преимуществ предприятия (страны, субъекта)" [5]. Нетократия постмодерна требует изменения объекта инвестиционной деятельности, ее интересует капитализация психических ресурсов. В связи с тем, что экономика постмодерна ориентирована на производство изделий с коротким жизненным циклом, нетократия трансформирует мотивационные представления производителей, передавая инициативу от звена менеджеров к непосредственным исполнителям.

          Нетократия реализует свою власть, опираясь на две стратегии: стратегию неограниченного доступа к ресурсам и стратегию эксклюзивного использования. Зачастую, сохранение ресурсной базы для эксклюзивного использования ставится нетократией выше, чем экономическая выгода. Для нетократов гораздо ценнее обладание тайным знанием, принадлежность к ограниченной группе избранных. А реализация стратегии неограниченного потребления оставляется вымирающей буржуазии и новому низшему классу – "консьюмтариатам" [6].

          Прозрачность сетей не означает равные возможности при доступе к информации, внутренняя динамика сети не распространяется на все общество на макросетевом уровне. Макроуровень имеет иерархическую структуру. Низ отведен консьюмтариатам. Это сеть неограниченного потребления, она открыта и доступна всем. Рекламная атака формирует и направляет желания консьюмтариатов. Им выделяются ресурсы для реализации потребления, которое контролируется нетократами. Сеть решает задачу по профилактике социальной напряженности, конфликтов и возмущения против нетократии. Над консьюмтариатами располагается постоянно обновляющиеся конкурирующие сети меньшего охвата, членство в которых доступно ограниченному кругу субъектов. Вершину иерархической пирамиды занимают те, кто обладает привлеченным вниманием масс, обладает полезными связями и сетевыми возможностями – это нетократы. Ни деньги, ни звания и титулы не помогут случайному субъекту войти в этот круг власти. Определяющим фактором допуска является привлекательность субъекта для сети, его способность привлекать внимание к себе. Правила карьерного роста в этой иерархической системе не кодифицированы или вовсе отсутствуют и могут подразумеваться лишь интуитивно.

          Осуществления влияния нетократии через сеть делает власть ризомной и лишенной иерархии. При иерархическом структурировании подчиненные знают о вышестоящей власти, о правилах надлежащего поведения, а сеть анонимна и скрыта. Однако и в нетократии существует подобие модернистской структуры. Нетократия базируется на трех основных фигурах: этерналиста – мыслителя, толкователя новой реальности, нексиалиста (бизнесмена, предпринимателя) и куратора (политика) [7]. Этерналисты заменили в нетократии ученых, философов, создают и распространяют новую религию сети, из которой вытесняются традиционные конфессии и национальные идентичности. Они воплощают потребительскую модель морали, формируя у консьюмтариата сетевую духовность. Этерналисты создают фундамент нетократии. Нексиалисты осуществляют регулирование сформированными сетевыми связями между группами и субъектами, попавшими в сеть. Встав на место модернистских предпринимателей, заменив их, нексиалисты устраняют национальные связи, разрушая границы национального. Управление сетью, которая в постмодерне заменяет собой общество и становится единственной реальностью, осуществляет могущественная группа кураторов, пришедшая на смену политикам модерна, она разрабатывает направления движения.

          Таким образом, можно обнаружить, что сегодня в ситуации постмодерна модернистское классовое деление перестает быть значимым. На смену вымирающей, деградирующей буржуазии приходит нетократия. Ее задача не захват материальных ресурсов, владение и вниманием потребителей и управление сетевой реальностью, а через нее и моделями поведения субъектов. Ризомность сети позволяет нетократии оставаться анонимной, и не позволяет прогнозировать ее дальнейшие действия.

Ссылки и примечания

1.    Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма./ Пер с англ. – Санкт-Петербур, "Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге", 2004. – 252 с.

2.    Делёз Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делёз, Феликс Гваттари; пер. с франц Я.И.Свирского; М.: Астрель, 2010. – 895с.

3.    Грачева Т. Сеть против иерархии. Эл. Ресурс http://www.moskvam.ru/2006/05/gracheva.htm (дата обращения 16.02.2016)

4.    Денисова А.А. Нетократия как стратегический субъект 21 века. // Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума "Проекты будущего: междисциплинарный под- ход" 16-19 октября 2006, г. Звенигород / Под ред. В.Е.Лепского. М.: "Когито-Центр", 2006. – 232 с. С. 48-57.

5.    Денисов А.А. Постиндустриализм: альтернативный взгляд на информационное общество Электронный ресурс. http://netocracy.us/Articles/2007_10_18.pdf   (дата обращения 17.02.2016).

6.    Там же.

7.    Грачева Т. Указ.соч.