СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИСТОКОВ РОК-МУЗЫКИ В СССР И США.
Ссылка для цитирования
Шляков А.В.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИСТОКОВ РОК-МУЗЫКИ В СССР И США // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2023. - №2. Т.16. – С.99-111.
DOI 10.31660/1993-1824-2023-2-99-111
Введение.
Рок-музыка как элемент современной культуры за короткий промежуток времени сумела стать явлением массовым, распространившимся на все страны и континенты. Никого не удивляет увлечение рок-музыкой в странах Европы, но сегодня не только в азиатских странах, но и в странах исламского мира можно встретить рок-группы [1]. Происходящее сегодня глобальное противостояние двух типов культур западной, претендующей на гегемонию ценностей и смыслов и отечественной, стремящейся сохранить самобытные традиционные основы, актуализируют вопрос о возможной динамике элементов культуры, их взаимопроникновении, их созидательной и деструктивной силах. Нам представляется интересным исследовать социокультурные предпосылки возникновения этого феномена культуры, выявить общие и особенные черты. Влияние рок-музыки на различные сферы социального бытия сложно переоценить, достаточно вспомнить развал СССР под песни советских рок-групп. В современном мире рок-музыка утратила прежний протестный статус, что позволяет говорить о ее предназначенности для конкретного культурно-исторического места и времени. Но при этом она продолжает воздействовать на мировоззрения слушателей, формируя личностные и гражданские ориентиры. Целью исследования является выявление генезиса рок-музыки и анализ его особенностей в США и Советском Союзе. Объектом исследования выступает рок-музыка. Предметом исследования являются социокультурные предпосылки возникновения рок-музыки США и СССР.
Материалы и методы.
Материалами для статьи выступили труды отечественных социологов, статьи, книги, монографии, личные интервью с рок-музыкантами и опубликованные в печати. Для осуществления поставленной цели были использованы методы: диалектический, позволивший выявить тождество и различия предпосылок при формировании рок-музыки, а также связь и отношения различных элементов социальной системы (экономика, политика, культура), помимо этого диалектика позволила рассмотреть в оптике "запад-восток", "капитализм-социализм" генезис рассматриваемого культурного феномена; герменевтический метод, с помощью которого достигалось понимание научных и оригинальных художественных текстов, в свете культурно исторического контекста, а также целей и задач, для которых он был создан; феноменологический метод при котором культурное пространство рассматривается гетерогенно, что позволило представить его комплексом взаимодействующих сред, и выявить их способы взаимодействия, определяемые человеком.
Результаты и обсуждение.
Несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных феномену рок-музыки исследований посвященных сравнительному анализу социокультурных предпосылок возникновения рока в Западной и Советской культурах немного. Многие из них носят публицистический характер [2], или рассматривают только западную, или только отечественную музыку обособлено, их генезис и развитие. К таким работам можно отнести труды Троицкого А. К., Васильевой А. А.[3], Квятковского Г. Ю. [4], Кнабе Г. С.[5] Пилютэ Ю. Э. [6], Смирниковой Е. В. [7], Чернышева А. В.[8]
Различие между отечественным и советским роком начинается с самого слова "рок", которое имеет принципиально разное смысловое наполнение. Слово "rock" в английском языке обозначало "качать, укачивать качаться" и было эвфемизмом, неся в себе вполне определенный сексуальный подтекст. В русском языке слово "рок" трактуется как трагическая судьба одинокого героя и именно это определило путь советской рок-музыки. В таком восприятии рока уже обнаруживается особенность русской души склонной к парадоксам: искать свободу воли там, где все уже предрешено судьбой. Путь советского рок-музыканта направлен от "пророка поневоле до добровольного проповедника".
Из множества существующих определений рок-музыки нами скомпилировано рабочее определение, совмещающее в себе социокультурные и музыкальные особенности рока. Как пишет Волощук С.Д.: "Рок-музыка – это одно из направлений современной популярной музыки, для которой характерны синкопированные окончания фраз, а также постановка и других ударных слогов в слабые доли такта, то есть формирование устойчивой ситуации рассогласования ритмических вокальных акцентов с акцентами метрическими. Помимо указанных в определении особенностей рока можно выделить ее вокально-инструментальный, синкопированный, рифовый характер, и жёсткий ритмом, с преобладающей раз-мерностью 4/4" [9]. В этом определении, на наш взгляд, рок удачно дистанцируется и от академической, и от фольклорной музыки. Упоминание в качестве отличительных характеристик рок-музыки обязательное использование электромузыкальных и ударных инструментов представляется нам не определяющим, так как существуют коллективы, относящие себя к рок направлению, которые не используют перечисленные инструменты в ряде композиций (ранние "Аквариум", "Кино", Боб Дилан).[10].
Датой рождения рок-музыки принято считать 1951 г, когда была записана песня "Rocket 88" в новомодном рок-н-рольном стиле Джеки Бренстоном и Айком Тёрнером [11. С.16]. Само же становление рока как самобытной культурной единицы происходит в 50-60-е годы. Почему же рок возникает именно в США и почему именно в это время? На наш взгляд, ответ на этот вопрос надо искать в общественно-экономическом положении США того времени. Совсем недавно закончилась самая разрушительная война за всю историю XX века, вторая мировая война. Многие страны восстанавливались после разрушения. Однако, несмотря на свое участие в этой войне надо признать, что война эта велась США на чужой территории. При этом Америка не подвергалась артиллерийским обстрелам, авиаударам, минированию, объекты ее инфраструктуры не пострадали ни гражданские, ни промышленные. К тому же программа ленд-лиза принесла и доходы от войны. Так Россия смогла выплатить технические долги по этой "безвозмездной" помощи, переданные Парижскому клубу после развала СССР только 21 августа 2006г. и сумма эта составила 22 млрд 468 млн 547,413 тыс. долларов [12] . Поэтому к 1951г. США не только оправилась от последствий войны, но и смогла вывести экономику страны в сторону перепроизводства. Отмечался рост благосостояния населения, бюджет страны постепенно ориентировался в сторону социально-экономического блока [13. С.165] .
Нельзя не упомянуть и еще один факт, связанный с бегством ученых Европы в США от фашизма. Во время становления фашизма в Германии многие ученые, во избежание физической расправы эмигрировали в США. Это были и физики, и биологи, и гуманитарии. Таким образом, во время войны США стали центром мировой интеллектуальной элиты, среди которой были физик А. Эйнштейн, создатель психоанализа З. Фрейд, основоположник аналитической философии Б. Рассел. Эта элита способствовала не только созданию материально-технической базы для прогресса, но и разработке либерально-идеологических концепций, формирующих новые взгляды на политику, экономику, науку. Наряду с этим в США разрабатывается и осуществляется секретная операция "Скрепка" по переселению нацистских ученых в США. Эти события безусловно способствовало взрывному росту научно-технического прогресса в стране.
Переориентация экономики США на мирную жизнь сопровождалась отменой фиксации заработной платы и повышением ее минимума, строительством дешевого жилья, помощью фермерам снижению налогов. Поэтому уровень жизни американцев был достаточно высок, по сравнению с уровнем жизни советских людей, восстанавливающих разрушенную страну, потерявшую 26,6 млн. человек. В СССР вся экономика этого десятилетия была ориентирована на военно-промышленный комплекс, восстановление промышленности и строительство, а социально-экономический блок формировался по остаточному принципу [14] . В таких обстоятельствах советский человек не мог думать о своей досуговой деятельности, которую предлагает увлечение рок-музыкой, но был погружен в труд. Первая советская рок-группа "Сокол" появляется лишь в период "хрущёвской оттепели" в 1965г. Музыка этой группы звучит в музыкальном оформлении мультфильма "Фильм, фильм, фильм" Ф. Хитрука 1968г. Это стало возможным после восстановления разрушенной страны, после прорыва советской науки и техники в освоении космоса, после открытия западно-сибирских месторождений нефти, способствующих росту экономики страны, который привел к относительной стабилизации жизни и повышению ее уровня. Эти достижения советского общества повысили престиж научной и инженерной деятельности, что привлекло в вузы большое число талантливой молодежи, которая и являлась основным потребителем, исполнителем и создателем рок-музыки в стране.
Америка могла себе позволить думать уже не о выживании и безопасности, а о качестве жизни. Развитие научно-технического прогресса, ориентированного на создание товаров широкого потребления, позволило наладить выпуск электромузыкальных инструментов и звуковоспроизводящих устройств. Это позволило некоторым семьям знакомиться с новой музыкой не посещая концерты, а в домашних условиях, прослушивая пластинку. До 1960-х годов для того, чтобы воспроизвести понравившуюся песню человек должен был обладать музыкальным образованием, навыками сольфеджио потому, что в продаже были только ноты песен, мелодий. Поступление в продажу проигрывателей сняло эту проблему и позволило приобщаться к новым музыкальным произведениям всем социальным и профессиональным слоям населения.
Другой важной особенностью появления рок-музыки, связанной с прошедшей войной, были ее африканские корни. Составляющими элементами зарождающейся рок-музыки были африканский ритм-энд-блюз, соул, госпел (церковное песнопение). До войны сегрегация не позволяла этой музыки покидать пределы гетто, да и среди белого населения США, желающих слушать "музыку черных" было немного. Участие во второй мировой войне афроамериканского населения, наравне с белыми упростило межрасовые отношения. После войны условия сегрегации начинают смягчаться и налаживаются культурные связи и межличностное общения. К "черным" героям войны уже не проявляют высокомерия, хамства и насилия. Пересечение границ "черных" кварталов гетто, хоть и не поощряется законодательно, но перестает быть социально табуированным. 2 июля 1964г. расовая сегрегация была законодательно отменена [15]. Музыка афроамериканских гетто проникает в белые кварталы, белые начинают не только слушать ее и исполнять, но и сочинять "как черные". Значительную роль в распространении этой музыки сыграл Элвис Пресли, который сочинял стилистически "черную" музыку, но на пластинках указывалось "исполняет белый", что способствовало коммерческому продвижению товара.
Рост благосостояния населения, становление опережающей экономики, ориентированной на создание товаров широкого потребления, способствовала еще одной особенности американского рока. Наличие проигрывателя и гитары позволило отныне любому человеку скопировать и воспроизвести понравившееся произведение, не отягощая себя получением музыкального образования. Поэтому первые исполнители рок-музыки в США — это непрофессиональные музыканты и, зачастую представители социально-экономически неблагополучных слоев населения. В СССР ситуация была прямо противоположная. Во-первых, для того чтобы иметь представление о заграничной музыке (и не только) необходимо было входить в высшие слои социальной иерархии Советского Союза, для преодоления "железного занавеса". Это могли себе позволить лишь обеспеченные люди или люди приближенные (через родственников или знакомых) партийной элите. Поэтому среди почитателей и, конечно же исполнителей зарождающейся рок-музыки в СССР нет ни рабочих, ни крестьян. Первыми слушателями американского рока были дети партийной элиты и людей, допущенных к загранкомандировкам, а первыми исполнителями были студенты вузов и музыкальных училищ (А. Градский окончил училище имени Гнесиных, И. Саульский – училище при Московской консерватории). Поэтому в СССР рок-музыка формировалась людьми высокообразованными. На первых порах и в США, и в СССР рок был субкультурой, культурой ограниченного круга "посвященных" и никакого протестного содержания не имел, за исключением молодежной дерзости, проявляющейся во внешнем виде, поведении, манере речи [4]. Основной целью рок-музыки было сотворение собственного мира, который не контактирует с внешним. Это было не противостоянием, а добровольной самоизоляцией, эскапизмом. Бунтарский пафос был созидательный, направленный на формирование личностной ойкумены и носил игровой характер. В это пространство можно было попасть только зная и разделяя свойственные ему ценности, мифологию, эстетику. Для этого требовался серьезный интеллектуальный багаж. Конечно, мифокультурная модель советской рок-субкультуры использовала американские образцы: психоделия и хиппизм рок-фестиваля Вудсток, экзотические религии (дзен-буддизм, растафарианство), которые попав в СССР переживали значительные деформации. Так, американская психоделическая практика расширения сознания при почти полном отсутствии информации советских граждан о наркотиках, была сведена в Советском Союзе к алкогольному инструментарию и мифологизации портвейна. До тех пор, пока рок-музыка была субкультурой, преследованиям со стороны властей она не подвергалась. Власть присвоила ей имя, которое отражало ее сущность – неформальное объединение молодежи. То есть сообщество рок-музыкантов и сочувствующих приравнивалось к группе людей, собравшейся на прогулку, для отдыха, для игры в домино, для обсуждения фильма. Рок-тусовки не были свойственны для всей страны, они было характерны для столиц: Москвы и Ленинграда. Информационного доступа к социально-музыкальным новациям у периферии не было. Знакомство провинции с отечественной рок-музыкой стало возможным благодаря появлению и распространению магнитофонных альбомов только в начале 80-х гг. Явление магнитоальбомов способствовало появлению провинциального рока в СССР.
Важной предпосылкой возникновения рок-музыки в США стал послевоенный демографический взрыв. Естественный прирост населения составил в 50-60-е г. в среднем 2,5 млн чел. в год [16]. Это привело к тому, что к 1960 г. в стране выросло поколение молодых людей, рожденных после войны, в экономически благополучных условиях, которым нужно чем-то занять свой досуг. Занятия музыкой были легитимны и не вызывали осуждения ни со стороны властей, ни со стороны родителей. Однако создание условий для безмятежного существования своих детей и устроение их досуга привело к неожиданным результатам. Молодежь не знала войны и не понимала взрослых, прошедших войну. Это стало одной из причин конфликта поколений в США и темой для музыкальных композиций рок-исполнителей. Родители стали обвиняемыми за оскучнение жизни, за ее рутинизацию, за регламентацию путем введения необоснованных правил, и за допущение всех социально-экономических проблем того времени. Другими объектами протеста молодежной музыкальной среды становятся церковь, обнажившая свое лицемерие, буржуазная мораль, проповедующая о ценностях общества потребления, милитаризм и неравенство, и к 1967 г. рок в США становится контркультурой. Несмотря на то, что в этот период и в СССР появилось поколение, рожденное после войны, тема войны была "живой" для каждого человека. Родители, которые победили фашизм не могли утратить свой авторитет. Превращение рока из субкультуры в контркультуру в СССР произошло значительно позже в середине 70-х. В нашей стране "протестный" призыв рока прозвучал в совершенно иной ситуации. В СССР религия никогда не играла значимой роли, расизма, как и общества потребления не было, даже тема секса у советской молодежи была не на первом месте в круге "того, что необходимо". А необходима была принципиальная возможность раскрыть свою личность не опасаясь, унижения, подавления и репрессий. Поэтому объектов протеста рока в СССР было всего два: всеобщая неправда и всеобщая несвобода [2. С.3].
Важным условием возникновения рок-музыки является модернизация, то есть вступление общества в состояние модерна, которое характеризуется богоборчеством, ростом промышленного производства, урбанизацией. В аграрной культуре традиционного общества рок, как рекреационная музыка, возникнуть не может, так как в этой культуре досуг имеет сезонный характер и зависит от времени сева и урожая, а также от погодных условий, тогда как промышленная городская среда делает досуг регулярным. Рок возникает в обществе индустриальном, урбанизированном, поэтому США как развитая промышленная держава с высоким уровнем урбанизации стала родиной рока. В 1950 г доля городского населения в США составляла 64% [17]. В СССР этого времени эта цифра была почти в два раза ниже и составляла 38 % [18].
Развитие научно-технического прогресса, ориентированного на быт граждан в совокупности с развитыми предпринимательскими отношениями, позволили рок-музыке в США не только окрепнуть, но и распространиться по миру [19]. Это уже не девиация, не забавы молодых, а рентабельный товар, который неосязаем, мобилен и комбинаторен (легко вступает в связи с другими товарами и услугами). В Советском Союзе любые формы товарно-денежных отношений регламентировались государством, в противном случае могло быть инкриминировано "незаконное занятие предпринимательской деятельностью". Сознание и характер советского человека не могли принять то, что продукт творчества (музыка, поэзия) может быть средством обогащения, заниматься торговлей вне государственных организаций было не принято и осуждалось обществом, как и сама тяга к индивидуальному обогащению [20].
В заключении, хотелось бы обратить внимание на ряд принципиальных отличий в советской и американской рок-музыке, которые не имеют социально-экономической природы. При анализе композиций американских и советских авторов можно обнаружить, что американский автор и исполнитель ориентируется на форму, тогда как советского автора интересовал содержательный аспект [21]. Тексты песен американцев информационно, смыслово и художественно бедны, зато прекрасно музыкально оформлены. Русский язык достаточно сложен и с трудом вписывается в ритмическую основу рок-песни поэтому первые самостоятельные композиции в СССР исполнялись на английском языке. Русскоязычный текст считался отражением конформистского мировоззрения, символом принадлежности к одобренной властью не-роковой эстраде. Но уже со второй половины 70-х в СССР формируется самостоятельная поэтическая форма, которая примирила в себе англо-саксонскую и российскую традиции. Эта форма воплотилась в таком уникальном явлении как бардовская песня и именно она стала фундаментом для создания текстов рок-музыкантами в СССР. В первых композициях различие между бардовской песней и рок-песней носило чисто формальный характер. Рок-песни были аранжированы не для сольного, а для группового электрического исполнения и обладали подчеркнуто жестким ритмом (биг-битом). Существенным отличием был возраст рок-музыкантов, более молодой чем у бардов. Барды были рождены до войны, некоторые имели фронтовой опыт (Булат Окуджава) поэтому и внешний вид, и поведение были предельно сдержанными. Рок избрал для демонстрации себя вызывающий, неопрятный внешний вид, имидж, а также достаточно вольное поведение на сцене. Помимо этого, сам текст обращался к новым культурным аллюзиям. К 1974 г. в Ленинграде появляются тексты Бориса Гребенщикова ("Аквариум") и Михаила (Майка) Науменко ("Зоопарк"), отличающиеся принципиальной новизной и ориентированные на вполне конкретный, ограниченный круг слушателей. Конечно, до них были и Андрей Макаревич ("Машина времени"), и Алексей Романов ("Воскресенье"), но их тексты создавались в традиции бардовской песни и носили балладно-романсовый характер. Они обращались ко всем и при этом ни к кому, тогда как ленинградские тексты четко обращались к своим современникам, носителям молодежной культуры на их языке. Рок-поэзия становится самобытным атрибутом советской рок-культуры.
Советские рок-песни страдают скудостью аккомпанемента, но содержат интересные поэтические решения и глубокий смысл. Эта ориентация советского рок-автора на текстовую составляющую может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, осознавая свою техническую отсталость и исполнительскую вторичность, по сравнению с американскими музыкантами, имеющими в распоряжении лучшие инструменты и аппаратуру, советские музыканты избрали себе ориентацию на создание текста. Во-вторых, у советских рок-музыкантов была возможность осуществить это создание, так как советское школьное образование, прививавшее любовь к лучшим образцам отечественной литературы и использующее в качестве инструмента сочинения, способствовало развитию в выпускниках школ навыков художественного мышления и творчества. В-третьих, отсутствие возможности коммерческого обогащения, неконкурентоспособность перед профессиональными отечественными и самодеятельными западными рок-музыкантами, отсутствие популярности, известности и общепризнанности, могли быть оправданы ориентацией на более высокие духовные ценности, которые и манифестировались через текст. Немаловажным аспектом содержательного отличия советской рок-музыки от американской является наличие традиции в русской культуре. Американская культура не имеет корней, традиции, она представляет собой гибрид усредненных европейских модернистских представлений о картине мира. Тогда как в Советском Союзе существовала прочная связь с народной культурой (скоморошество), религиями и верованиями. Несмотря на официальный атеизм, духовные песнопения допускались как элемент светской "музейной" музыкальной культуры, к тому же заботясь о сохранении народного наследия страна сделала фольклор доступным для населения, что оказало свое влияние на советскую рок-музыку, которая обращалась и к языческому символизму, и к религиозной сакральности, и к духовности.
Другой отличительной чертой советской рок-музыки является позиция лидера группы [22]. В американской рок-музыке лидер – это всегда "другой", он всячески отделяет себя от слушателей и музыкой, и поведением утверждая свою инаковость. Для слушателей он – звезда, он – "не такой как мы". В своем творчестве он демонстрирует нам себя, поет о своих чувствах, проблемах. Отечественный лидер – это "свой парень", "такой же как мы", ничем от нас не отличается. Но при этом в песнях он показывает нам не себя, а нас. Советский рок-музыкант поет не о своих чувствах, проблемах, переживаниях, а о "моих", выстраивая отношения с залом по принципу тождества, а не различия как в США. Советское воспитание полагало неприличным, недопустимым выделение собственной персоны. Мировоззрение советского человека было ориентировано на классовую идентичность, исходя из которой представители класса трудящихся не могут быть "другими", каждый трудящийся "друг, товарищ и брат". В противоположность распространяемому в США принципу конкуренции и борьбы за выживание, в СССР культивировался принцип солидарности и сотрудничества, который формировал стратегию социокультурного поведения, основанную на отождествлении, а не на различении.
Выводы.
Таким образом, основные отличия американской и советской рок-музыки кроются в социально-экономической и психологической сферах. Последствия второй мировой войны, различие в уровнях урбанизации, дисбаланс между производственной и непроизводственными сферами экономики привели к существенному отставания рок-музыкантов СССР от американских коллег в материально-техническом оснащении и переориентировали их с формальной на содержательную составляющую авторского произведения, что стало особенностью советской рок-музыки. Различие в базовых мировоззрениях жителей СССР и США ориентировали американцев на потребление, советских людей на жертвенность, что сказалось и на формах рок-музыки: обреченный на лишения и непонимание советский рок-музыкант выполняет мессианскую функцию, тогда как американский сбывает товар. Возникновение американской рок-музыки связано с заполнением свободного времени молодежью с окраин провинциальных городов, тогда как советская рок-музыка формируется образованным студенчеством из столиц. Все это, несмотря на первичные заимствование, копирование и подражание западной рок-музыке, в начале американской, а позднее британской, привело к образованию самобытного феномена советского рока, который не ограничивался музыкальной составляющей, формой звучания, а представлял собой целостность музыки, поэзии, гражданской и нравственной позиции.
Список литературы
[1] LeVine, Mark. Heavy Metal Islam. Rock, Resistance, and the Struggle for the Soul of Islam. New York: Three Rivers Press. 2008. 312 p.
[2] Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… – Москва: Искусство, 1991. – 207 с
[3] Васильева A.A., Калужникова Т.И. Музыкальный андерграунд Свердловска-Екатеринбурга (К проблеме смеховой культуры) // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала. Екатеринбург: УГК, 1996. – Вып. 1. – С. 104-138.
[4] Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического исследования // Вестник Челябинского института культуры и искусств. – 2005. – №1, – С. 82-90.
[5] Кнабе Г. С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – С. 39-61.
[6] Пилютэ Ю. Э. Типология культурного героя в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2010. – № 11. – С. 27-33.
[7] Смирникова Е.В. Экзистенциальные основания отечественного рок-андеграунда 1980-х годов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15. – № 2-2. – С. 534-541.
[8] Чернышев А.В. Рок-музыка: этапы ее генезиса и развития в 1970 // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3. – С. 22-25.
[9] Волощук С.Д. Определение понятия рок-музыки. Выпуск 25. https://vsd.art/articles/article-opredelenie-ponyatiya-rok-muzyki-1 (дата обращения 18.01.2023).
[10] Дюкин С.Г. Рок-музыка и рок-культура: к вопросу о дефинициях понятий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 41-1. – С. 26-32
[11] Козлов А. Рок. Истоки. Развитие. – Москва: Синкопа, 2001, – 192 с.
[12] РБК. Экономика. 21.08.206. https://www.rbc.ru/economics/21/08/2006/5703c33d9a7947dde8e0ad9f (дата обращения 18.01. 2023)
[13] Колесников, С. И. Сравнительная характеристика федерального бюджета США в 1960-1990 годы. Сборник научных статей : юбилейный сборник трудов ученых и специалистов, посвященный 70-летию УГЛТА. Минобрнауки РФ, Уральская государственная лесотехническая академия. – 2001. – С. 158–172.
[14] Баканов С.А. Государственный бюджет СССР в 1950—80-е годы: динамика и структура расходов // Научный диалог. – 2021. – № 5. – С. 304—326.
[15] Transcript of Civil Rights Act (1964)
[16] Michael R. Haines and Richard H. Steckel (eds.), A Population History of North America. Cambridge University Press, 2000, 752 pp.
[17] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2014).
[18] Ковалев, С.А. География населения СССР / С.А. Ковалев [и д.р.]. – Москва: Издательство МГУ, 1980. – 287 с.
[19] Рок-музыка в контексте современной культуры. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 23 ноября 2018 года. – 208 с.
[20] Невская Т.Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 77. – С. 343-349.
[21] Васильева А. А. Российская рок-музыка 1970-х –1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. – Челябинск, 1999. – 226 с.
[22] Temperley D. The melodic-harmonic ‘divorce’ in rock // Popular Music. – 2007. – Vol. 26/2. – Cambridge University Press. – P. 323-342.