Истоки русского бродяжничества
Бродяжничество существовало всегда. В человеческом обществе неизменны только те ниши, без которых мир будет неполон. Таковы ниши Дурака, Спасителя, Бродяги…
В основе образования слова "бродяга" лежит прибавление к корню "брод" суффикса "яг", который несет в себе оценочный момент, основную часть смысловой нагрузки. При образовании слов этот суффикс вносит оттенок пренебрежительного, неодобрительного или сочувственного отношения к излишеству в действии (трудяга), в характере человека (скряга), в предмете (коряга), в образе жизни (бродяга). Присоединение к корню "брод", то есть перемещению, движению в разных направлениях, в разное время, что само по себе не осуждается, суффикса "яг" вносит неодобрительное, иногда сочувственное отношение к излишнему стремлению к странствиям, скитаниям, смене места жительства.
Сегодня термин "бродяжничество" можно обнаружить в основном лишь в юридической литературе прошлого века, где он использовался для описания систематического перемещения лица, существующего на нетрудовые доходы, не имеющего постоянного места жительства из одной местности в другую или в пределах одной местности.[ Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения Юридическая литература. М.1989. с.258]. В современной литературе этот термин заменен, вытеснен термином "бездомность". На наш взгляд отождествление бродяжничества и бездомности не совсем верно, так как эти явления существенно отличаются друг от друга, и отличия эти кроются в образе жизни индивидов, в их системах ценностных ориентаций, мотивах поведения, целях и средствах для достижения целей.
Бездомность представляет собой, с одной стороны, своеобразный институциональный статус, который возникает при потере фактического или юридического жилья, а с другой стороны определенные структурные условия, в которых происходит трансформация идентичности человека. Образ жизни при этом может оставаться нормативно одобренным, а человек быть включенным в трудовые, экономические, социальные, культурные отношения.[Соловьева З.Р. Реабилитация бездомных. Исследование "ночлежки"// Журнал социологии и социальной антропологии 2001. т.IV. вып. 3].
Бродяга – "обнищавший, бездомный человек"[Ожегов С.И. Словарь русского языка М. 1952 с.48], "обнищавший человек, не имеющий постоянной работы и местожительства". Именно образ жизни делает человека бродягой: человек может иметь фактическое или юридическое жилье и быть при этом социальным, культурным аутсайдером. Этот образ жизни связан с проявлением свободы личности человека от предъявляемых к ней внешних социокультурных ожиданий и может не являться нормативно одобренным.
Бездомность фиксирует статус человека, тогда как бродяжничество заключает в себе нравственную оценку его поведения. "Не все бродяги бездомные. Бездомность – понятие социальное, а бродяжничество – психическое. Бродяга теряет свой дом задолго до того, как теряет крышу над головой" [М.Буянов Бродяги М. Российское общество медиков – литераторов 1999 с.10]. Бродяга – культурный феномен, особая среда, в которой выработаны свои отличные от общепринятых ценности.
Нет в мире регионов свободных от культурного феномена – бродяжничества: И в США, и в Европе, где финансирование социальных проектов составляет большую часть бюджета, и в странах, где подобное явление считается пороком, бродяжничество присутствует независимо от экономического благополучия или неблагополучия государства. В России же "странных людей", бродяг всегда было много.
Попытки классифицировать бродяг по типам предпринимались в России еще в 19 веке. А. Свирский предлагал нищих бродяг рассматривать, как "сословие, состоящее из четырех разрядов:
кои впали в убожество от стечения несчастных обстоятельств.., кои не могут по причине сиротства, дряхлости, старости, болезней снискать себе пропитание
- кои могли бы еще приобретать себе пропитание, но не имеют ни случаев, ни способов к работе и занятиям и впали в нищету
- временные или случайные бродяги, происшедшие от сочетания несчастных обстоятельств (лишение дома, жилья)
- кои могли бы по летам и здоровью трудиться, но по лености, праздности и дурному поведению… составили для себя из прошение милостыни род ремесла" [Цит. по А.Горчева Нищие: неуничтожимость материи // Утро России 14-20 сентября 1995. с.13]. Бродяги такого типа существовали всегда, только в прошлом их именовали "странные люди", нищие. На Руси их было особенно много и на это есть свои объективные причины: религиозные (православные с состраданием относятся к бродягам), географические, национальные. Обилие бродяг беспокоило власти, так как они не платят налоги, портят имидж государства, пополняют ряды преступников.
Иван Грозный для бродячих людей, лишенных имущества, для увечных и калек приказал строить богадельни. Но, во втором послании к Собору жаловался, что "лживые пророки, мужики и жинки, бегают из села в село нагие да босые, трясутся и кричат" [Пыляев М.И. Старое житие. СПб, 1897. с 216]. Чтобы отделить неимущих от попрошаек, Иван Грозный создал специальную службу для составления списков побирающихся и выяснения причин бродяжничества. Алексей Михайлович строил богадельни для бродяг и нищих, но нищие и бродяги жили в них, не оставляя своего ремесла. Царь Федор Алексеевич в 1916 г. впервые привлек церковь, дав церковному собору поручение разобрать нищих и бродяг и учинить им пристанище, а трудоспособных обеспечить работой. Царь замышлял отделить страждущих, оказать им помощь, а к тунеядцам применять принудительные меры. К концу 17 в. бродяжничество на Руси достигло таких масштабов, что Патриарх запретил пускать в церковь бродяг, юродивых и нищих. "Странные люди являлись в церковь в кощунных одеждах, кричали, пели и делали разные бесчинства во время богослужения, единственно из корыстных желаний обратить на себя внимание" [Пыляев М.И. Старое житие. СПб, 1897. с.216]. Такие беспорядки в церкви вызвали недовольство Синода, который 14 июля 1732 г. постановил "бродяг в безобразных одеяниях в церковь не пускать, а кто в приличной одежде, может входить, но должен стоять в уединенном месте. А из присутствующих выяснить, не притворствуют ли они, чьи будут и отколь пищу и одежду получают" [Пыляев М.И. Старое житие. СПб, 1897. с.216]. Радикально проблему бродяжничества решал Петр 1, запретив в 1712 году просить, а чуть позже - подавать, под угрозой штрафа, но вынужден был отменить это, учитывая религиозные традиции подавать "Христа ради". При дворе Прасковьи Федоровны, матери Анны Иоанновны, находилось множество бродяг, об этом писал историк Татищев, посещавший царицу. Он пишет, что у нее есть целый госпиталь юродивых и бродяг [Пыляев М.И. О старчиках, нищих, юродивых. СПб, 1897. с. 87]. И только Екатерина II передала рассмотрение вопроса о бродяжничестве в ведение полиции. При Александре 1 был создан фонд помощи нищим, который пополнялся за счет частных благотворительных средств, кружечных сборов, взносов. До 1917 г. существовали различные благотворительные общества, считавшие за честь принять участие в благотворительности.
Общественные деятели прошлого ставили перед собой задачу выяснить причины бродяжничества и описать психологический склад его натуры. В 1910г. на первом съезде русских деятелей по общественному и частному призрению делегаты обсуждали возможные причины явления. Среди них названы главные: пропасть между имущими и неимущими, обеднение крестьян, слабое развитие кустарного промысла, высокие цены на аренду земли, переселение деревни в город и появление фабрично-заводского пролетариата, неудачное и поспешное поселение на новые места. Русский ученый Линев Д.А., много лет изучавший этот социальный слой, пришел к выводу, что ограничиваться выяснением только экономических причин, значит не знать всей правды. Фабрично-заводской пролетариат он назвал "бродячим пролетариатом", создающим нравственно-духовную основу для бродяжничества. Причинами, приводящими людей к крайней бедности и бродяжничеству, он назвал следующие: пьянство – "самый сильный, самый энергичный и самый беспощадный враг русского народа" [Цит по А.Горчева Нищие: неуничтожимость материи. // Утро России. 14-20 сентября 1995. с. 13], огульная милостыня, которая безнравственна, ибо развращает, терпимость людей, не понуждающая детей исполнять долг перед семьей. Помимо этого было отмечено, что бродяги имеют характерные психические особенности: неумение бороться, покорность обстоятельствам, неряшливость, леность, быстрая утомляемость, страстная любовь к развлечениям, смене лиц.
Л.Н.Толстой считал, что эти люди несчастны не потому, что у них нет питательной пищи, а потому, что их желудок испорчен. "Они требуют уже не питательного, а раздражающего аппетит. Помочь таким людям можно, только переменив его миросозерцание" [Толстой Л.Н. Почему христианский народ находится в бедственном положении. Полн.собр.соч., т.37 с.].
Можно утверждать, что одним из факторов влияющих на положение дел в "бродячей Руси" было массовое перемещение крестьян в город, детерминированное ухудшением условий жизни.
Первыми мигрантами на Руси были крестьяне. Законодательно закрепленный Юрьев день давал право крестьянину оставлять место своей прежней работы и покидать хозяина в поисках "лучшей юдоли". В этот период массовые миграционные потоки крестьян бродили по России. С возникновением городов и их укрупнением стремительное переселение вчерашних крестьян в города приобрело характер безоглядного бегства, что имело свои объективные причины, главная из которых – относительное перенаселение деревни. [Моисеенко В. СССР: Демографический диагноз. М.:Прогресс 1990 с.213]. Ограниченные возможности использования рабочих рук вынуждали миллионы крестьян уходить на поиски заработка в города, либо переселяться в многоземельные районы. Среди отходников преобладали мужчины. В основном они становились разнорабочими. Женщины среди отходников нанимались в текстильную промышленность и сельское хозяйство. В условиях низкой доходности крестьянских хозяйств значение отходничества было велико. Заработок отходников был существенным привеском в бюджет семьи.
Отходничество становилось первым шагом к переселению в город: сначала на сезонные заработки в город приезжал глава семьи, а после того как он находил работу, к нему перебирались остальные члены семьи. Нараставший поток крестьян в города усиливал безработицу в них, несмотря на рост рабочих мест. Бухарин Н.И. так оценивал сложившуюся ситуацию : "Характерным моментом положения в деревне является то, что мы имеем в деревне массу крестьян, которые фактически нигде не работают, но есть должны. Это избыточное перенаселение давит на город усиливая безработицу усиливая безработицу" [Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988,с.135]. Это приводило к тому, что многие люди нищали и оказывались за "бортом жизни".
Однако бродяг в городах было несоизмеримо больше, чем в деревне. Задаваясь вопросом : "почему в городах много нищих-бродяг и в чем их отличие от деревенских?", Л.Н. Толстой писал, что деревенские нищие с сумой и Христовым именем, а городские без сумы и Христова имени. Сам по себе крестьянин тяготеет к оседлому образу жизни. Он стремится укорениться в месте своего проживания. Известно свойство крестьянского сознания идентифицировать себя с определенной местностью. Данное свойство сознания обусловлено верой крестьян в то, что место, где они проживают населяют души предков.[Кауфман А.А. Колонизация Сибири. Спб.,1900] Однако были целые регионы, в которых опыт бродяжничества с целью выпрашивания милостыни, накапливался в семьях из поколение в поколение еще с тех пор, когда после уборочных работ, в город, на нищенствующий промысел – своеобразное отходничество - уходили деревнями. Особенно славились в этом деле калужские нищие. Подобные коллективные промыслы процветали в Пензенской, Иркутской губерниях, в Астрахани, Орле, Москве, Киеве, Казани. Однако были регионы свободные от нищенствующих бродяг: русский Север, Полтава, Псков , Ставрополь. Считается, что там, где не было крепостничества в его диких формах, люди сохранили чувство собственного достоинства и не пускались в нищенствующий промысел.[Горчева А. Нищие: неуничтожимость материи//Утро России 14-20 сенятбря 2005г. с.13 ]
Обилие нищих-бродяг в городах Толстой объяснял тем, что вокруг богатых собираются те, кому нечем кормиться в деревне . "Из деревни , где сосредоточены все богатства земли, люди идут в то место, где нет ни земли, ни травы, а только камень да пыль" [Толстой Л. Не могу молчать.,М.,1988 с.140] Действительно, с одной стороны, чтобы добыть деньги на покупку хлеба, лошади, избы, крестьянин вынужден идти в город и продавать хлеб и скот , которые ему нужны. Но справедливо и то, что сравнительно легко добываемые деньги и роскошь жизни в городе привлекают крестьян в города. Поэтому шли в города не только "кормиться", и для того, чтобы "работать легче, а есть лучше, чтобы пьянствовать и распутничать"[ Толстой Л. Не могу молчать. М.,1988. с.141] По всей России богатства деревни переходят в руки торговцев, чиновников. Получившие это богатство хотят им воспользоваться. В деревне это сделать невозможно, так как в ней нет банков, театров и иных мест, где можно было бы удовлетворить потребности богатым людям. К тому же главное удовольствие от богатства- тщеславие- тоже будет не удовлетворено, так как в деревне нет ценителей роскоши, роскошь даже неприятна и опасна для тех у кого есть совесть и страх. "Приятно жить в городе потому, что можно удовлетворить тщеславию, есть кого удивить, но лучше потому, что неловко становится жить не роскошно, не так как все"[Толстой Л. Не могу молчать.] Придя в город, чтобы вернуть себе то, что отобрано, видя беспечную жизнь богатых, крестьянин и сам хочет устроить свою жизнь праздно. Видя, что закон признает порядок, при котором одни работают, а другие наживаются, выходцы из деревни стремятся и сами освободиться от работ. Одним это удается, другие подбираются к цели. Третьи не достигают и, потеряв привычку работать, пополняют ряды бродяг.
Анализируя миграционные процессы, связанные с переселением крестьян в города, можно понять, что подобное явление привело к появлению качественно нового работника, лишившегося деревенских корней и не обросшего городскими, утратившего крестьянскую культуру и не приобретшего индустриальную. "Появляется новый феномен -"набродь"- наиболее активная миграционная единица, которой не дороги ни местные традиции, ни местная история" [Известия, 1988, 21октября] Отсутствие культурной оседлости- когда духовный потенциал местных жителей передается из поколения в поколение – способствовало отрешенности. Лихачев Д.С. писал об этом состоянии : "Свобода, которой эта масса владеет, состоит не только в свободе творить, но и в свободе отрекаться от чужого и своего, крушить уничтожать и отправлять в безвестность" [Литературная газета, 1988, 12 октября]
Феномен массовых переселений может быть объяснен историей России, которая вся, по выражению В.О.Ключевского- история страны колонизуемой. "Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не является на всем пространстве заселенной тем народом, который делает свою историю. В продолжение многих веков, славянского населения восточной ветви было далеко недостаточно, чтобы сплошь, с некоторой равномерностью занять всю равнину. По условиям своей исторической жизни и географической обстановки оно распространялось по равнине не постепенно, путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилась птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и селясь на новые. [В.О. Ключевский Курс русской истории. ч.1.М.:Мысль,1987. С.49]
При каждом таком передвижении население останавливалось под действием внешних особенностей нового края. Местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа не могли не сообщить народной жизни особое направление развития, особый склад характера. Движение народа, начатое много веков назад, не прекращалось. "Все это движение, кажется малозначительным, но со временем оно неминуемо отзовется на общем положении дел."[В.Ключевский Курс русской истории. ч.1м.1987.с.52] Это сказалось на формировании особого умонастроения русского народа, на его своеобразном отношении к стране, к окружающей действительности, выработало определенную стратегию адаптации
Массовое перемещение людей в истории Тюмени имело свои региональные особенности. История Тюменского региона напрямую связана с миграциями, так как заселение его происходило путем колонизации и "самозахвата" земель. Еще в эпоху "раннего железа" (скифскую эпоху-серед. 1 тыс до Р.Х.) возросшая из-за перехода к кочевому скотоводству подвижность степняков, захваты пастбищ, вынужденное переселение выталкивали к сибирской тайге осколки разных этносов. Мощные миграционные потоки прокладывали дорогу к таежной зоне.[Очерки истории Тюменской области Тюмень. 1994.С.21]
Главная масса коренного населения Сибири вела кочевой образ жизни, характеризующийся в общих чертах следующими признаками: основной источник существования - скотоводство по подножному корму, причем владельцы скота переходили с одного места на другое и для этой цели устраивали себе подвижные жилища.[ Клеменц Д. Население Сибири //Сибирь. Ее современное состояние и ее нужды. Спб, 1908.-С.56-57]
Первыми засельщиками сибирского края были :
1.Казаки-землеискатели.
2. Зверопромышленники, пришедшие вслед за землеискателями привлеченные слухами о меховых сокровищах Сибири.
3. Вольные и невольные переселенцы: помещичьи крестьяне, староверы, отправленные правительством целые деревни, для занятия земледелием, с целью кормить армию, уголовные, непослушные, непокорные, люди нежелающие жить в России.[М.К. Чуркин Специфика взаимоотношений переселенцев и старожилов в Сибири в конце 19-нач. 20 вв.//Гуманитарное знание. Ежегодник. ОмГПУ.Омск., №3, 1999. -С.376] Это были высокомобильные, "легкие на подъем" люди.
Подобные переселения Кауфман А.А. называл "бегством от культуры" [Кауфман А.А. Переселенцы на новых местах//Русская мысль. 1914. №4.-С57-74]. Это связано с тем, что переселенцы из России представляют из себя "общество по преимуществу индивидуалистическое: таким его воспитала бродячая жизнь и утрата прежних социальных связей"[Н.М. Ядринцев РГИА, ф.1489,оп.1,д.558]
После того как в 1817г. была введена подушная подать ужесточился контроль за передвижением в Сибирь, и всякий появившийся в Сибири без отпускного документа считался бродягой и подлежал возвращению к месту приписки. В 1822г. вышел новый указ о переселении в Сибирь, согласно которому переселение разрешалось всякому, на ком не было недоимок и кто не подлежал рекрутскому набору [Очерки истории Тюменской области. Тюмень. 1994. С.60-61].
Переселенец был главной фигурой в сибирской деревне 17-18 в. Как субъект колонизации, он был ориентирован прежде всего на достижение экономического успеха. Именно это желание заставляло его сниматься с насиженного места и использовать представленный обстоятельствами шанс улучшить судьбу. [М.К. Чуркин Культурный и этнопсихологический аспект взаимоотношений переселенцев из европейских губерний России и инородцев Западной Сибири в конце 19-нач. 20 вв. // Гуманитарное знание. Ежегодник. Омск., 1999. №3. С.371-372]
Объективные и субъективные трудности, с которыми пришлось столкнуться первым засельщикам зауральского региона – суровый климат, инородцы разных вер и обычаев оказывали прямое воздействие на приобретение ими особенностей характера. Суровость климата выработала предприимчивость и находчивость, отсутствие крепостного права- самостоятельность и стремление к равенству, соседство с иноверцами - толерантность, уединенный образ жизни - огрубелость и диковатость, богатство края - страсть к наживе. [П. Сибирь : Природа. Люди. Жизнь. М.,1905.-С.179-190]. Кауфман отмечал, что в Сибири образовался особый тип переселенца, который не думает о прочной оседлости и, в любую минуту готовый переселиться еще куда-нибудь. [Кауфман А.А. Переселение и колонизация. Спб, 1905. - С.334]. Отмечено, что у переселенцев-сибиряков не было ни общинных, ни общественных, ни религиозных, ни метафизических идеалов. [ Щапов А.П. Собр.соч. Иркутск, 1937]
Крестьянин – переселенец приносил в новые условия свой опыт, традиции стереотипы поведения, что приводило к противоречиям, определяющимися не только факторами экономического порядка, но и психическими антиномиями между коренным населением и переселенцами. Массовое переселение в результате правительственной колонизации, вольного и невольного переселения являлось, по своей сути "трансмиссией культуры на иную почву, в иные условия жизни" [Люцидарская А.А. Старожилы Сибири: историко - этнографические очерки 17-18 вв. // Дисс. на соиск уч. степени к.и.н. Новосибирск. 1992.-С.64]
Коренное население, в подавляющей своей массе ведущее кочевой образ жизни, соревнуясь с природой, выработало набор приемов, методов, способов выживания в экстремальных условиях. Это культура клише, жестко привязывающая индивида к способу производства средств жизнеобеспечения. Данный тип культуры не допускает никаких новаций. Переселенцы являлись группой с иным стереотипом поведения. Тип их культуры – вариативный, т.е. предполагающий выбор жизненного пути из широкого спектра вариантов. сам по себе отрыв от насиженных мест, поиск более удобного места обитания стало подтверждением отношения к вариативному типу культуры. Культура, в данном случае, выступает как способ, которым человек обеспечивает возможности для выживания самого себя и своих потомков. [Петров Л.В. Два типа культуры // Проблемы изучения регионально-этнических культур России. Спб.- С.16.]
Сложность адаптации в новых местах была связана с тем, что мировоззрение прибывших людей складывалось под воздействием культурной среды, в которой происходило формирование их личностей, а существовать приходилось на территории освоенной людьми иного образа жизни, иного мировоззрения, аборигенами края. В результате возникал сложный противоречивый процесс не только усвоения коренными жителями элементов русской культуры и обратного воздействия местных обычаев на быт переселенцев, но и отторжения культур. [М.К.Чуркин Специфика взаимоотношений переселенцев и старожилов в Сибири в конце 19-нач. 20 вв. // Гуманитарное знание. Ежегодник. ОмГПУ. Омск., №3, 1999. - С.379.]
К историческим особенностям Тюменского региона, которые создают предпосылки для бродяжничества можно отнести следующие :
1. Кочевой образ жизни коренных народов и их насильственное переведение на оседлость.
2. Самовольное переселение в Сибирь с "захватом земель".
3. Использование Сибири как места ссылки для политических и уголовных преступников.
4. Освоение нефтегазовых месторождений: приезжий контингент, образ жизни, связанный с перемещением, тяжелый физический труд, обуславливающий примитивность, духовно-эстетическую бедность досуга, травматизм и раннее старение, тяжелые климатические условия, провоцирующие алкоголизацию.
5. Характерная для Тюменского Севера искаженная форма семейных отношений, приводящая к разрыву связи между поколениями с одной стороны и порождающая иждивенческие настроения с другой.
Эти обстоятельства жизни региона формируют у человека особую мировоззренческую установку "временщика", ориентированную на день сегодняшний. Она лишает человека возможности "быть", а заставляет "пребывать", видя в окружающей действительности преходящую, временную, чужую, не заслуживающую ценностного отношения реальность, используемую лишь как средство наживы. Подобная жизненная позиция влияет на деформацию в системе ценностных ориентации, что является главной причиной в становлении бродяжничества. Все это не могло не повлиять на мобильный потенциал населения, на формирование маргинального типа личности, неспособной укорениться ни в какой среде, на трудности адаптационных процессов и как следствие на возникновение потребности в перемещении в поисках благоприятных условий.
Ссылка для цитирования Шляков АВ. История русского бродяжничества // Вестник СОГУ, №2, 2015, с.126-130