Особености региона

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВА

Шляков А.В., ТюмГНГУ

Бродяжничество, как вид социального недуга, существует в любом государстве, независимо от его экономического благополучия. Это культурный феномен, особая социальная среда, где выработаны свои отличные от общепринятых ценности, модели поведения. Однако предпосылки возникновения бродяжничества имеют свои особенности в каждом государстве, регионе, в том числе и Тюменском.

Особенностью Тюменского региона можно считать то, что его коренное население не вело оседлого образа жизни. Это были либо кочевые (Березовские и обские ханты, пелымские манси) либо бродячие (обдорские ненцы) племена. [1. с.38] Попытки перевести коренной этнос на оседлость предпринимались неоднократно, но особую активность они получили в 50-60-е годы XX в. При этом мнение и желание людей не учитывалось. Это явление привело к маргинализации коренных народов. Концентрация населения в поселках и городах в отрыве от угодий необходимых для традиционного промысла привела к изменению образа жизни. Утратив навыки в традиционных отраслях и не приобретя новых, уже перестав быть кочевниками, но еще не став оседлыми людьми, человек оказывался вне социальной жизни, за ее пределами. Сам процесс заселения сибирских земель в XVIII в. тоже создавал предпосылки для возникновения бродяжничества. На новые, благодатные земли селились как по разрешению властей, так и самовольно. Переселенец был главной фигурой в Сибири XVIII в. Часть переселенцев составляли беглые крестьяне, среди которых было много ревнителей "древнего благочестия", раскольников гонимых духовными и светскими властями. Под угрозой обращения в православие ишимские, тюменские, ялуторовские поселенцы снимались с только что насиженных мест и уходили в окрестные леса, по которым бродили, изредка наведываясь в деревню, чтобы узнать "обращают ли их или свое оставлено" [2. с 88].

Свою роль на миграционные процессы в Сибири сыграла и реформа 1861г. Часть переселенцев теряла в долгой дороге имущество, деньги, и была вынуждена пополнять бедняцкие слои, которые втягивались в процесс пролетаризации, создающий экономическую, духовно- нравственную основу для бродяжничества. [3. с. 22].

Другая особенность региона связана с тем, что Сибирь традиционно была местом ссылки. Своеобразным фактором общественной жизни региона была политическая ссылка. Первый контингент "государственных преступников" дала эпоха "дворцовых переворотов", когда среди ссыльных было много титулованной знати. Крестьяне — старожилы не хотели делиться землей, к тому же многие ссыльные просто не имели навыков земледелия. В 90-е годы Х1Хв. каждый четвертый ссыльный был фактически нищим [4. с. 240]. Свою роль на миграционные процессы в Сибири сыграли коллективизация, иные крестьянские реформы. Ссылки, принудительные выселения произвели миграционный взрыв. Указом от 26 марта 1948г. спецпереселенцы утверждались в своем статусе пожизненно, становясь пожизненными изгоями [5. с.65].

Не могло не повлиять на жизнь региона создание в Тюмени топливно-энергетического комплекса. На первых порах часть рабочих для освоения северных земель формировалась за счет лиц условно-освобожденных из ИТУ. На стройках севера они составляли в 60-е года XX в. пятьдесят процентов от общего числа работающих. В последующие годы основной контингент рабочих и служащих формировался за счет приезжих, что привело к взрывному характеру миграционных процессов. Наряду с этим наблюдалось хроническое отставание в развитии социальной инфраструктуры, что обусловило низкую приживаемость переселенцев. События 90-х годов XX в. привели к сокращению рабочих мест, безработице и другим негативным факторам способствующим формированию благоприятной среды для бродяжничества.

Уникальность Тюменского региона в том, что его северные города строились на протяжении всего одного поколения. Первооткрыватели были, как правило, люди одинокие, испытывающие "охоту к перемене мест", реже молодые семьи. Условия жизни на Севере на момент его освоения делали невозможным переезд и проживание там пожилых людей (бабушек и дедушек). Постепенно пожилое население формировалось за счет первых переселенцев, но как правило, достигая пенсионного возраста люди стремятся перебраться на большую землю. Пополнилось пожилое население и за счет приезжих беженцев появившихся после развала СССР. Но и сегодня число стариков в северных городах не превышает 15% от общего числа жителей. [6]

Подобная ситуация привела к утрате связи поколений, без которой невозможно формирование целостной духовно богатой личности. Отсутствие жилья и материальные трудности вынуждают молодые семьи жить вместе с родителями. Через это совместное проживание вырабатывается чувство терпимости к ближнему, необходимую для жизни в обществе стратегию адаптации. Через финансово-материальное благополучие Тюменского севера совместное проживание представителей разных поколений становится ненеобходимым. Старики и молодые живут отдельно. Это приводит к невозможности передачи духовного опыта, ценностей, норм, порождает нетерпимую агрессивность к людям.

Сами семейные отношения между родителями и детьми на Тюменском севере в значительной степени искажены. Посвящая себя зарабатыванию денег, экономя время на воспитании родители недостаток любви и внимания к детям пытаются компенсировать материальными благами. Это, в свою очередь провоцирует развитие в ребенке иждивенческих, потребительских настроений. Такой образ жизни своих родителей воспринимается ребенком как норма и в дальнейшем воспроизводится в последующих поколениях. Подобные изменения в системе семейных отношений создают благоприятную почву для девиантного поведения, в том числе бродяжничества.

К историческим особенностям региона, которые создают предпосылки для бродяжничества можно отнести следующие :
1. Кочевой образ жизни коренных народов и их насильственное переведение на оседлость.
2. Самовольное переселение в Сибирь с "захватом земель".
3. Использование Сибири как места ссылки для политических и уголовных преступников.
4. Освоение нефтегазовых месторождений: приезжий контингент, образ жизни, связанный с перемещением, тяжелый физический труд, обуславливающий примитивность, духовно-эстетическую бедность досуга, травматизм и раннее старение, тяжелые климатические условия, провоцирующие алкоголизацию.
5. Характерная для Тюменского Севера искаженная форма семейных отношений, приводящая к разрыву связи между поколениями с одной стороны и порождающая иждивенческие настроения с другой.

Эти обстоятельства жизни региона формируют у человека особую мировоззренческую установку "временщика", ориентированную на день сегодняшний. Она лишает человека возможности "быть", а заставляет "пребывать", видя в окружающей действительности преходящую, временную, чужую, не заслуживающую ценностного отношения реальность, используемую лишь как средство наживы. Подобная жизненная позиция влияет на деформацию в системе ценностных ориентации, что является главной причиной в становлении бродяжничества.

ЛИТЕРАТУРА
1. Очерки истории Тюменской области, Тюмень., 1994г.
2. Покровский Н.Н., Организация учета старообрядцев в Сибири // Русское население Поморья и Сибири. М.,1973 г. №7
3. История Сибири, т. 3., Л.,1968г.
4. Головачев П. Сибирь, М., 1902г.
5. Столица (Тюмень), 1991г.,№7
6. Александр Град. Города без бабушек // АиФ в Западной Сибири, №30, 2005г.