Смысловые "корни" номадизма

УДК 130.3

Философские науки

 

В статье производится этимологический анализ концепта "номадизм" ("номад"). Рассматривается его лингвистическая эволюция, которая обнаруживается при изучении работ западноевропейских авторов. Исследуется смысловая и социокультурная динамика понятия "номос", как принципа распределения по гладкой поверхности. Анализируется взаимодействие "номоса" с оппозиционным концептом "полис", который отражает принцип разграничения рифленого пространства. Выявляются презумпции, которые позволяют говорить о человеке постмодерна как о "номаде", носителе мировоззрения "номадизма" (глобального кочевничества).

 

Ключевые слова и фразы: номадизм, номад, пространство, движение, распределение по территории

 

Алексей Владимирович Шляков, к.соц.н.

Кафедра Гуманитарных наук

Тюменский государственный нефтегазовый университет

schafferhund@rambler.ru

ссылка для цитирования Шляков А.В. Смысловые "корни" номадизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №8 ч.2. С.210-212.

 СМЫСЛОВЫЕ "КОРНИ" НОМАДИЗМА

 

Сегодня мы живем в эпоху смены парадигм: от парадигмы модерна с её рациональным человеком, мир движется к новой, не наступившей реальности, предвестником которой выступает состояние постмодерна. В этот период меняются представления о бытии, познании, языке, ценностях, о человеке, а единственной константой становится "изменчивость". Меняется образ жизни и мировоззрение человека, в котором ценностью обладает то, что способствует мобильности и снимает любую привязанность, укорененность. В связи с этим возникает потребность в обнаружении новой методологии, позволяющей достоверно описывать, объяснять и прогнозировать события и явления сегодняшнего мира. Основополагающим ее принципом может быть избрана номадология Ж. Делёза и Ф. Гваттари, согласно которой при вступлении в новую парадигму необходимо отказаться от установок классической метафизики с ее телео-тео-лого-фаллоцентризмом и признать альтернативные презумпции: нелинейность времени, ацентрированность, ризомность пространства, аструктурность объектов, событийность как множественности сингулярностей, снятие бинарной оппозиционности [6, с. 587]. Номадологическая концепция позволяет обнаружить в сегодняшнем европейском мире новую социальную стратегию,  которая в философском дискурсе именуется номадизм.

Данное явление описывалось в прогнозах французских философов Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж. Аттали, в работах З. Баумана, в исследованиях отечественных авторов Ф. И. Гиренка, А. В. Дьякова, Ж. В. Корминой, К. С. Пигрова, А. К. Секацкого, С. А. Ушакина, А. В. Ярового. Под номадизмом ими понимается поведение и мировоззрение человека постмодерна (номада), предусматривающее глобальное кочевничество, отказ от любой формы оседлости: укорененности в родной земле, доме, привязанности к родным и близким и подразумевающее жизненный путь как скольжение по плоскости поверхности настоящего без гарантий и обязательств повторных встреч. Номадизм предусматривает размыв идентичности, которая воспринимается как насильственный фактор привязки человека к Имени, роду, нации, культуре, что обнаруживается в настойчивых попытках создать универсальную среду общечеловеческих ценностей.

Задачей исследования является поиск этимологического основания корня понятий "номадизм" и "номад", обнаружение его лингвосоциокультурной динамики и выявление его смыслового присутствия в поведенческих актах и мировоззренческих установках сегодняшнего постчеловека. подтверждающее статус "номада".

Слово "νομάς" (номад) греческого происхождения и имеет значение "ведущий кочевую жизнь, кочующий" "странствующий, скотовод", "пасущийся, блуждающий по пастбищу" [2]. Ж. Аттали пишет, что лингвистическая  основа понятий "номадизм" и "номад" -nomad происходит от слова "nomos" , которое означает "разделять, разбивать на сферы". Позднее "nomos" принимает другое значение: "закон, порядок" [1, с. 68].  Такая лингвистическая эволюция, по мнению Ж. Аттали означает то, что номад способен выжить только тогда, когда обладает знанием как делить пастбище с соплеменниками. Без регулирующего закона не может существовать кочевника, а сам закон и был первым кочевым предметом.

Французский лингвист Э. Ларош считал, что при исследовании понятия номадизм необходимо обратиться к корню "nem". Корень "nem" указывает не на разделение, а на распределение. Применительно к кочевому скотоводству осуществляется именно распределение животных в неограниченном пространстве, и не предполагается раздел земель. Слово "nemo" - означает заставлять пастись и отсылает нас не к разделению, а к размещению, распределению животных по территории. Лишь во времена правления Солона, когда аграрный вопрос выходит на первый план "nomos" начинает трактоваться как принцип законов и права, а позднее отождествляется с самим законом. До этого существовала оппозиция между полисом, управляемым законами и окрестностями полиса – местом номоса (предгородскими степями, плато, пустыней) [7, с. 120].

Ж. Делёз вносит в понятие "nomos" философский аспект, однако также полагает, что "nomos" есть принцип распределения земли, начинающий создавать оппозицию полису. "Nomos" решает задачу распределения по открытому пространству, удерживая его, сохраняя возможности появиться в любой точке. Это возможность становления непрерывного движения. "Nomos" существует в гладком пространстве, пространстве, которое занимается, но не исчисляется, тогда как "polis" есть рифленое пространство, которое исчисляется, чтобы быть занятым. "Polis" привязывает к месту, через гравитацию, которая бесконечно убывая в процессе падение погружается в медленность и делает оседлым, "nomos" благодаря клинамену, спонтанному отклонению, происходящему за время меньшее чем минимум мыслимого времени срывает с места, создавая бесконечно ускоряющийся вихревой поток предлагая многочисленные вариации мельтешения по всему пространству [4, с. 351].

"Nomos" связан с рассеиванием по гладкому пространству, пространству малых расстояний и не имеющего границ и статуарных точек отсчета. "Nomos" не присваивает территорию, а пересекает ее, не оставляя меток. "Polis" выстраивает отношения с пространством опосредовано, через имущественные отношения. У номада пространство перестает быть просто землей и становится опорой в точках  "где лес отступает, а побеждает степь и пустыня" [6, с. 642]. Обитая в этих местах, номад заставляет их разрастаться и создает пустыню, будучи сам создан ею. "Nomos" - вектор детерриторизации, добавляющий пустыню к пустыне, степь к степи с помощью операций, чьи ориентации и направления постоянно варьируются. "Nomos" реализуется там, где отсутствует линия отделяющая небо от земли, где нет промежуточных расстояний, видимых перспектив и контуров. "Это тонкая топология, основанная не на точках, а на всей совокупности отношений (ветры, волны снега или песка, пение песка и треск льда) это тактильное или скорее "гаптическое" пространство, скорее звуковое, чем визуальное" [6, с. 643]. "Nomos" это принцип множественности направлений, вариабельности, ризомности пространства, новой картографии.

"Polis" создает препятствия движению номада. "Врата города его вьездные пошлины и таможня являются барьерами, направленными против текучести масс и проникновения мигрирующих стай" [8, с. 25].]

Интересным, на наш взгляд, представляется трактовка концепта "номад" в феминистских текстах. Так Р. Брайдотти пишет: "nomos или земельный участок есть этимологический корень термина "nomad", и означает старейшина клана, который надзирает за определением пастбищ для племени. Позднее nomos стал означать закон". [3. с. 149]. Однако, далее в своих исследованиях Р. Брайдотти настойчиво избегает употребление слова "номад", инкриминируя ему фаллоцентричность, и вводит в оборот слово "номада". На наш взгляд это абсурдно так как "номада" как раз и является насилием, принуждением, императивной фиксацией феминной идентичности, вопреки сущности номада, которая заключается в избегании любой  идентификации. Номад скользит по гладкой поверхности. Номада – останавливается. Номад "нома'ды" спотыкается об окончание "А", непреодолимую преграду, ведущую к однозначной идентификации и  обрекающую его быть женщиной. Окончание "А" - препятствие, возвышенность, созданная вертикальность на поверхности, перед которой происходит переход на оседлость и обживание топоса.

Из исследования видно, что фигура номада противопоставляется полису. Номад – машина войны, полис – машина государства. Для номада характерна легкость и движение, для государства – тяжесть и неподвижность. Государство нуждается в том, чтобы движение перестало быть абсолютным состоянием того, что движется и занимает гладкое пространство. Оно непрестанно разлагает, перекомпоновывает и трансформирует движение, или регулирует его скорость. В модерне государство постоянно ставило барьеры и пределы, которые оказывались для него внутренними и имманентными и по этой причине могли быть обойдены лишь путем расширения масштабов ретеррриторизации. Вступление в постмодерн упразднило все барьеры и путы, позволив расширяться в космополитической энергии [5, с.409]. Топос номада - это гладкое пространство, которое можно эксплуатировать только перемещаясь по нему. Движение номада это скольжение по поверхности, распределение, рассеивание, но при этом и обладание территорией. Однако пространство номада детерриторизуемое. Пространственные среды в номадической проекции предстают как лишенные каких бы то ни было линий демаркации и каких бы то ни было выделенных точек, а стало быть, — как открытые для выделения в них любых топосов, каждый из которых принципиально не атрибутивен по отношению к данной среде и имеет характер лишь ситуативно значимого ее морфологического модуса. Сегодня речь более не идет о пересечении континента или океана от одной точки до другой. Возникает новое движение без направления в пространстве и времени [8, с.47].

Таким образом, nomos, как принцип рассеивания по поверхности скольжения реализуется и сегодня в человеке постмодерна, позволяя говорить о нем как о номаде. Номад не нуждается в том, чтобы двигаться куда-то по назначению, он контролирует пространство, оставаясь в нем невидимым, и довольствуется осуществлением абсолютного, циклического скольжения, ибо не предполагает ни прибытия, ни отправления. Современные технологии упразднили геостратегическую важность каких-либо опорных, статуарных точек, ибо отныне любая точка достижима с помощью интернета, сотовой связи. Пространственная локализация утратила свою стратегическую ценность, уступив ее номадизму – делокализации вектора постоянного движения. Жизненный путь постчеловека (номада) – это пребывание среди посторонних, являясь при этом всем посторонним, чужим. Его функция находиться в толпе, но не принадлежать ей, и воспринимать других, как поверхности. Он скользит по человеческой реальности, которая представляется серией отрывочных эпизодов без прошлого и будущего.

 

Список литературы

1.    Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия, М.: Международные отношения, 1993г. - 70с.

2.    Большой древнегреческий словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovarus.info/grk.php?id=%26%23957%3B&pg=9 (дата обращения 26.03.2015).

3.    Брайдотти Рози. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования. СПб.: Алетейя, 2001. C.136-164.

4.    Делез Ж. Логика смысла. М.: Академический проект. 2011. 472с.

5.    Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672с.

6.    Делёз Ж., Гваттари Ф.Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010. – 895с.

7.    Laroche E. Histoire de la racine nem en grec ancient. Paris. Librairie C. Klincksieck.1949. 275p.

8.     Virilio P, Vitesse et politique, Essai de dromologie. Galilee, 1977, 151p.