Номадическая хроносенсорика постмодерна

УДК 1

Шляков Алексей Владимирович,

 к.соц.н. доцент кафедры Гуманитарных наук Тюменского  государственного нефтегазового университета

8(922)268-77-64

schafferhund@rambler.ru

625027 г. Тюмень, ул.50 лет Октября, д.36, кв.43

Номадическая хроносенсорика постмодерна

Аннотация: В статье рассматривается возникновение новой хроносенсорики, свойственной социальной стратегии номадизма, характерной для состояния постмодерна. Описываются два номадических прочтения времени: Хронос (утверждение абсолютного настоящего) и Эон (ускользания событийности в прошлое и будущее). Исследуется восприятие субъектами постмодерна времени не как физической размерности, а как переживания реальности отделенной от измерительной шкалы.

Ключевые слова: постмодерн, номадизм, хроносенсорика, Хронос, Эон, настоящее, прошлое, будущее, время.

Shlyakov Alexey Vladimirovitch,

PhD of Sociology, Associate Professor of the Humanities in Tyumen State Oil and Gas University

8(922)268-77-64

schafferhund@rambler.ru

Nomadic chronosensorics of postmodernism.

Annotation: The following article explores the origins of the new chronosensorics, inherent to social strategy of nomadism,specific for the state of postmodernism. Two nomadic perusals of time: Chronos (affirmation of absolute present) and Eon (an eluding of the eventfulness in the past and the future) are described. Post-modern subjects perception of time not as a physical dimension, but as an experience of a reality that is separated from  a measuring scale, is a part of the study.
Key words and phrases: postmodernism, nomadism, chronosensorics, Chronos, Eon, the present, the past, the future, time

Человек модерна, которого в сегодняшней Европе можно отнести к вымирающему виду, столкнулся с тем, что картина мира, выстроенная на принципах классической метафизики, перестала соответствовать реалиям повседневного бытия. Если в эпоху модерна субъект легко допускал взаимозаменяемость временных и пространственных изменений, отождествляя вопросы "как далеко?" и "как долго?", то вступая в состояние постмодерна можно обнаружить, что пространство утрачивает свою значимость, а время становится доминирующим атрибутом бытия. Протяженность пространства побеждена временем и постоянно растущими скоростями. Преодоление тысяч километров с помощью современных информационных технологий не составляет проблемы и осуществляется за минимальный промежуток времени, практически мгновенно. В таких условиях номадизм, понимаемый нами как сквозная социальная стратегия между сущим и ненаступившей реальностью, выражающаяся в формах человеческого поведения, представляющих собой ускользание, способен приблизить к ответу на вопрос: "Что такое время?" и создать новую хроносенсорику. Номадизм, по словам Ж. Аттали, характеризует не только предметы будущего века, но и выступает базовым  понятием для описания общества потребления и стиля жизни человека в третьем тысячелетии. "Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягаемые прежде возможности, этот процесс будет сопровождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье" [1. с.68]. От "текучей современности" человечество переходит к состоянию номадических сингулярностей, при которых модернистские представления о линейном, однородном, необратимом времени рушатся.

Прошлое настоящее и будущее уже не являются неотъемлемыми составляющими элементами единого, а формируют "два новых прочтения времени, каждое из которых полноценно и исключает другое" [2. с. 86]. Эти прочтения и составляют основу хроносенсорики субъекта постмодерна, субъекта – номада (кочевника), пребывающего в постоянном движении, в котором отсутствуют начальная точка отсчета и конечная точка прибытия. К таким прочтениям Ж. Делёз относит Хронос и Эон. Эон – понятие древнегреческой философии, которое Платон противопоставлял ограниченному времени -  Хроносу, а Аристотель сравнивал с "жизненным веком" [3. с. 1264]. В постмодерне эти термины получили иную трактовку в качестве фундаментальных концептов новой темпоральности.

Хронос – это прочтение времени, в котором единственной мерой тел, причин и состояний выступает настоящее. Эон – прочтение времени, при котором сборка бестелесных событий осуществляется беспредельными прошлым и будущим. В настоящем всегда есть предел, но оно бесконечно, так как его цикличность гарантирует вечное возвращение. Прошлое и будущее не бесконечны, так как имеют обращение назад, но при этом неограниченны ибо представляют собой линейность, две точки которой неуклонно стремятся к отдалениию друг от друга. В Хроносе происходит абсолютизация настоящего, а прошлое и будущее лишь демонстрируют относительность различия двух настоящих. В Эоне нет настоящего времени, это формальная условность, для обозначения будущего и прошлого, на которые оно разделено.  Хронос определяет движение тел и возникновение телесных качеств. Эон  - это локус идеальных актов событийности и атрибутов. Хронос сращивается с телами, заполняясь ими. Эон выступает как поле блуждания эффектов [4. с. 217].

В Хроносе присутствует активно-пассивный импульс, в котором происходят циклические движения, зависящие от материи. В Эоне заключена нейтральность, освободившаяся от материи и совершающая ускользание в двух различных векторах одновременно: прошлом и будущем. Различие между Хроносом и Эоном иллюстрируется  словами "теперь" (фиксирующим отклонение настоящего от глубины) и "вдруг" (описывающим отклонение настоящего от поверхности). Если Хронос определяет воплощенное событие в действующих телах, то само по себе событие утрачивает настоящее, подчиняясь Эону, при котором оно растекается в двух направлениях: "что-то вот-вот произойдет" и "что-то произошло". "Событие – это акт, когда никто не умирает, а всегда либо только что умер, либо вот-вот умрет в пустом настоящем" [5. с. 89]. Эон -  это чистая, пустая форма времени, которая переживается в момент "вдруг". "Вдруг" - это точка, лишенная места. "Странное "вдруг" лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени, но в направлении к нему и исходя от него изменяется все движущееся, переходя к покою, и все покоящееся переходя к движению" [6. с.458]. 

Онтологически "вдруг" восходит к понятию древних атомистов "клинамен", которое применялось ими для описания спонтанного отклонения атомов от заданной траектории [7. с. 299]. Клинамен не является вторичным причинением, или вторичным движением, а изначально заложен в основание бытия и предполагает отклонение от линейности (вертикальности). Это отклонение  происходит за время меньшее, чем минимум непрерывно мыслимого времени.  Клинамен не является проявлением ни случайности, ни неопределенности, "он манифестирует нередуцируемую множественность причин и причинных серий, представляя собой встречу этих каузальностей" [8. с. 325]. В момент наступления клинамена время лишается глубины и растекается по поверхности в разновекторных направлениях, создавая воплощение Эона.

Момент "вдруг" выделяет из составляющих настоящее индивидов сингулярные точки, проецируя их в прошлое и в будущее. Линия, распространяющаяся одновременно и в прошлое и в будущее создает границу между плотью и языком, предметами и их именами. Направление Эона, устремленное в будущее, предвосхищает рождение языка, устремленность в прошлое обращает язык к описанию состояния вещей, возникающих и исчезающих. Эти два неравных вектора времени нельзя свести только к состоянию вещей или только к предложениям: события соотносятся с состоянием вещей, а смысл - с предложениями.

Уже в индустриальную эпоху, эпоху модерна прогресс реализовывался путем захвата пространства. Для реализации пространственной экспансией время должно уметь сжиматься. Развитие высоких технологий стерло различия между "далеко" и "здесь". Как отмечал З. Бауман: "В эру программного обеспечения эффективность времени, как средства приобретения ценности приближается к бесконечности с парадоксальным эффектом уменьшения ценности всех объектов в области цели" [9. с. 129].

Устранение сопротивления пространства при достижении цели создает ощущение бесконечной вместимости отдельного мгновения, что обесценивает и саму длительность времени. В социальной, экономической, политической жизни наступает "ad-hoc-кратия" [10. с. 210], то есть власть одноразовости, сиюминутности, недолговечности, что поменяло отношение индивида к труду, вещам, людям. Как традиционный кочевник, который постоянно движется вместе с точкой отсчета, растворяется в едином настоящем, так и номад постмодерна, не помня прошлого и не веря в будущее, пребывает в одном поле времени.

Постмодерн, отвергая идею времени, как объективной, внешней по отношению к субъекту онтологической атрибутивности предлагает считать его результатом прочтения и переживания движущегося субъекта – номада, в сознании которого осуществляется сборка разномоментных кадров, складывающаяся в своеобразную хронопоследовательность, которая синтезируется, реконструируется в  темпоральную картину о бытии [11]. В этой картине время возможно и при отсутствии бытия: "оно невозможно как существующее и возможно как несуществующее" [12]. Таким образом, номад, являясь агентом постмодерна, испытывает переживания новой хроносенсорики отличной от модернистской: Хронос - переживание циклического настоящего и Эон – ускользание в прошло-будущее. И если настоящее Хроноса способно ниспадать в глубину и воплощаться в формах предметности, то можно говорить и о еще одном настоящем - настоящем прошло-будущего, без которого воплощение не могло бы осуществиться. Это настоящее Эона, настоящее без толщины, время чистого действия, не дающее осуществлению погрузиться в разрушительную глубину забвения или раствориться в бесплодных грезах.           

Ссылки и примечания

1.    Аттали Ж.  На пороге нового тысячелетия. - М.: Международные отношения, 1993г - 70с.

2.    Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Академический проект. 2011. - 472с.

3.    Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. науч. Ред. И сост. А.А. Грицанов – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312с.

4.    Делёз Ж. Указ. Соч.

5.    Там же.

6.    Платон. Сочинения. Т.2. -  М.: Мысль, 1970. -  654с.

7.    Эпикур. Письма Геродоту // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. – С.292-306.

8.    Делёз Ж. Указ. Соч.

9.    Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер. 2008. -240с.

10.Тоффлер Э. Революционное богатство. - М.: АСТ Москва-Профиздат, 2008. – 569с.

11.Деррида Ж. Ousia и gramme. Примечание к одному примечанию из "Sein und Zeit" // Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. – С.52-95.

12.  Derrida J. Donner le temps. Éditions Galilée, University Of Chicago Press, 1991. P. 216.
 

 

 Ссылка для цитирования Шляков А.В. Номадическая хроносенсорика постмодерна //Теория и практика общественного развития. №19, 2015, С.178-180